Интервью с композитором Ириной Одарчук-Паули

В рамках плановых интервью, член нашего Союза Композиторов — Ирина Одарчук Паули, делиться некоторыми своими мыслями.

Ирина, поскольку вы пишете музыку в том числе для детей и юношества что  на ваш взгляд отличает ее от «взрослой». Простота мелодий, аранжировок, что-то другое?
Мне думается, что не должно изначально быть подразделения на детскую и скажем «взрослую» музыку. Ведь и великие музыканты исполняли так называемые «Детские» пьесы. Встаёт другой вопрос, как исполнять музыку. Так мастеру исполнить детскую пьесу в техническом плане особо не составит труда, а ребёнку исполнить будет сложнее, важно ведь её выразительно исполнить. Вот я к примеру, одну и ту же пьесу могу сыграть с разными интерпретациями, где не будет одинакового исполнения. Да и не считаю, что нужно употреблять значение слова — простота (мелодий)… Безусловно, есть допустим мелодии, состоящие из трёх звуков, но говорят же, что просто, то гениально. Суть конечно же в ином. Хотя чтобы очень великолепно сыграть мелодию состоящую из пяти звуков, это надо умудриться, но эти же пять звуков имеют столько разнообразий, как красота и выразительность звучания, ритма, гармоний и т.д.
Так как имею многолетний опыт репетиторской практики обучения игре на фортепиано, а также сольфеджио, то могу сказать, что взрослые тоже обучаются игре на инструменте, и точно также проходят все фазы музыкального развития, что называется с азов и чистого листа. И очень важно насколько ученик мыслит. И для того, чтобы он стал мыслить музыкальными единицами, необходимо развивать музыкальное мышление, параллельно со слухом, памятью и вкусом. Это основное в этом вопросе, что хотелось сказать.

Насколько хорошо дети воспринимают длинные произведения? Каков оптимальный тайминг композиции?
Самые маленькие дети учатся играть коротенькие пьески-одна музыкальная фраза, либо мотив, затем две, далее где есть повторы, затем период из 16 тактов, когда и 12 тактов. Если взять немного постарше ученика скажем 3 класса обыкновенной музыкальной школы, а не специализированной, где ставятся уже задачи профессионального мастерства, то 2-3 страницы нотного текста, а в старших классах не более 4-5 страниц — по продолжительности занимают музыкальные произведения от 2 до 5 минут. Пять и более минут это уже в средних и старших классах школ искусств. Наиболее длинные произведения труднее выдержать, к тому же ещё требуется и воля, и выносливость, уверенность и физическая, а также техническая подготовка ученика. Главное настойчивость в преодоление трудностей.

«Детскую» музыку писать легче?
Я даже бы не стала говорить, что легче, а что труднее, вообще произносить эти слова. Композитор, когда пишет музыку, то об этих категориях и не думает. Конечно же ещё более велика ответственность создавать музыку для детей.

Как вы оцениваете рынок произведений для детей (в РФ), есть ли спрос на нее?
Музыкальных произведений для детей слишком много. Всё зависит от предпочтений, а спрос безусловно есть.

С какого возраста, на ваш взгляд, дети в состоянии воспринимать серьезную академическую музыку?
Когда ещё и не умела ходить, то уже слушала грамзаписи которые имелись в доме, но видимо на тот момент всё-таки было неосознанно.
Даже многие взрослые не воспринимают серьёзную академическую музыку, но для того чтобы её слышать и понимать, надо быть подготовленным и высокоразвитым человеком. Дети в состояние воспринимать серьёзную академическую музыку в любом возрасте, но возникает вопрос насколько это происходит осмысленно. Порою взрослые, как только услышат классическую музыку, то ли по радио, либо транслируют по телевизору, то тут же переключают. Это говорит о том, что они не готовы и не воспитаны в музыкальном плане, и далеко не каждому человеку дано классическую музыку глубоко понять и  воспринять.

Если говорить про подростков, надо ли быть в мейнстриме современных течений (не всегда удачных) или наоборот стараться прививать и развивать вкус к настоящей музыке?
Безусловно необходимо прививать интерес и развивать вкус к настоящей музыке.


Сейчас начинаю работать над музыкальными фортепианными картинками-пьесами для детей. Помимо композиторского имеется и литературное творчество. Можно ознакомиться на литературных сайтах — проза.ру и стихи.ру. Авторские страницы Ирины Одарчук Паули — это мой творческий псевдоним. Добро пожаловать в гости! Музыкальное творчество-это мои два канала Ютуба — Канал Мир и Канал Ирины Одарчук Паули. Буду очень рада и признательна всем зрителям и читателям.

Всего наилучшего, прекрасного и красивого в Новом году.
С теплом и уважением — Одарчук Ирина Валерьевна