Управляющие функции, которые включают целенаправленное внимание и объем рабочей памяти, позволяют нам регулировать, контролировать и управлять своими мыслями, эмоциями и принятием решений. Внимание позволяет нам выбирать стимулы, актуальные для нас в каждый момент, а рабочая память позволяет нам сохранять информацию в доступном состоянии в течение короткого времени. Внимание и рабочая память тесно связаны, поскольку внимание к определенной информации облегчает ее запоминание. Переключение внимания с одной задачи на другую также требует когнитивной гибкости, способности, которая помогает корректировать свое поведение в соответствии с изменяющейся окружающей средой, и который является ключевым компонентом исполнительных функций. Большая когнитивная гибкость связана с благоприятными результатами на протяжении всей жизни, такими как более высокая устойчивость, улучшение навыков чтения в детстве, более высокий творческий потенциал и лучшее качество жизни. Эти навыки, используемые каждый день для взаимодействия с нашим миром, развиваются в детстве и подростковом возрасте и могут быть улучшены путем обучения.
Одним из видов деятельности, который был предложен для исследования улучшения исполнительных функций, является игра на музыкальных инструментах. Игра на музыкальном инструменте — очень сложное занятие, которое требует высоких двигательных и мультисенсорных навыков и обычно начинается в раннем возрасте. Музыканты должны осваивать независимое управление моторикой каждой руки, слушать то, что они играют, реагировать на то, что они слышат, а также обращать внимание на других игроков (при условии игры в ансамбле). Чтение партитуры, которое подразумевает преобразование визуальных символов в звуковые паттерны посредством игры на инструменте, также является частью большинства музыкальных тренировок. Было показано, что музыкальное обучение вызывает структурные и функциональные изменения в мозге.
Внимание и рабочая память являются основными компонентами исполнительных функций, и их можно улучшить с помощью тренировок. Одним из видов деятельности, способствующим улучшению исполнительных функций, является музыкальное обучение, но сети мозга, лежащие в основе этих улучшений, малоизвестны. Ученые попытались идентифицировать с помощью определенных методик и приборов эти сети у детей, которые регулярно учатся и играют на музыкальных инструментах. Девочки и мальчики в возрасте 10–13 лет с музыкальным обучением и без него выполняли задание на концентрацию внимания и рабочую память, а их мозговую активность измеряли с помощью МРТ. Участникам была представлена пара бимодальных стимулов (слуховой и зрительный), и их попросили обратить внимание только на слух, только на зрительное восприятие или на оба одновременно. Затем стимулы тестировались с помощью задания на память, чтобы подтвердить распределение внимания.
Обе группы продемонстрировали высокую точность при выполнении заданий, которые им было поручено выполнять, но музыканты в целом лучше справились с обеими задачами на память в разных условиях внимания. В соответствии с этим, музыканты продемонстрировали более высокую активацию, чем контрольные группы, в областях когнитивного контроля, таких как лобно-теменная сеть управления, на всех этапах кодирования. Кроме того, облегченное кодирование слуховых стимулов у музыкантов положительно коррелировало с годами тренировок и более высокой активностью в левой нижней лобной извилине и левой надмаргинальной извилине, структурах, поддерживающих фонологическую петлю. Взятые вместе, наши результаты проясняют нейронную динамику, которая лежит в основе улучшения бимодального внимания и рабочей памяти у детей с музыкальной подготовкой, и вносят новые знания в эту модель пластичности мозга, но музыканты в целом лучше справлялись с обеими задачами с памятью в разных условиях внимания.
Взятые вместе, результаты проясняют нейронную динамику, которая лежит в основе улучшения бимодального внимания и рабочей памяти у детей с музыкальной подготовкой, и вносят новые знания в эту модель пластичности мозга. Облегченное кодирование слуховых стимулов у музыкантов положительно коррелировало с годами обучения и более высокой ментальной активностью.
Полный текст статьи: Нейронная динамика улучшения бимодального внимания и рабочей памяти у детей с музыкальным образованием