В Москве, как это происходит на протяжении уже 12-ти лет, в Большом зале консерватории открылся очередной Пасхальный фестиваль.
Не только обычному человеку, но и большинству профессиональных концертирующих музыкантов, трудно представить, как Валерий Гергиев со своим неповторимым оркестром, недавно открывший вторую сцену Мариинского театра грандиозным концертом, так легко собрал силы, чтобы открыть 12-й по счету Пасхальный фестиваль.
И открыть, надо сказать, как всегда достойно и торжественно. Чтобы не говорили недоброжелатели, но как только маэстро встает у пульта, начинается волшебство, которое захватывает и дает залу дышать полной грудью…Все-таки, большое счастье, что я, лично (не буду говорить от лица всех зрителей), имею такую возможность часто слушать этот уникальный оркестр с гениальным (не побоюсь этого слова) дирижером! Уверенна, когда-нибудь, буду с благоговением говорить «я слушала это!»
С поздравлением по случаю открытия к залу обратились митрополит Волоколамский Илларион и министр культуры Владимир Мединский. Странно, что опять, как и в прошлом году, никого не было от правительства Москвы — как-то недолюбливает новая администрация это мероприятие.
Теперь о музыке, которая прозвучала на открытии фестиваля. Начался концерт музыкой знакового для всего 20-го века французского композитора Оливье Мессиана – четыре симфонические медитации «Вознесение». Да, это непростая музыка, редко звучащая в России (также — одна из «фишек» Пасхального фестиваля — знакомство с неизвестной музыкой), требующая определенной подготовки. Ее восприятие заставляет включиться в действо и даже медитировать. Но кто сказал, что молитва — это не форма медитации? Да и тема вознесения вполне созвучна Пасхальной тематике. Поэтому не возникает никаких сомнений в ее уместности и доступности, ибо музыка так захватывает, во многом благодаря талантливому исполнению, что все становится близким и понятным. В конце второго номера было ощущение, что на сцене бурлит настоящий океан музыки, очень гармоничный и живой.
Далее прозвучал второй концерт Петра Ильича Чайковского для фортепиано с оркестром — произведение, не очень часто звучащее на концертных площадках. Денис Мацуев, выступавший в качестве солиста, уже не один год работает с Гергиевым. Оба музыканта прекрасно понимают музыку, которую исполняют, вибрируя, так сказать, на одной волне. Вот и на это раз чувствовалось, что между оркестром и солистом полная гармония, а музыка Чайковского вернула нас к традиционному звучанию и восторгу. Солист обрушил на публику такой музыкальный натиск, что зал не смог удержаться и зааплодировал уже после первой части концерта. Надо отметить, что маэстро Гергиев, сам очутившись в вихре совместной энергетики, довольно снисходительно отнесся к такой реакции публики, и даже дал отзвучать аплодисментами, выдержав чуть большую, чем обычно, паузу, что бывает достаточно редко. Потом началось блаженство второй части! Такая очаровательная музыка и такое трепетное исполнение, что хотелось каждой клеточкой ввобрать это в себя. И если, после Мессиана, первая часть звучала несколько архаично, то вторая — по глубине и тембровой насыщенности струнных, даже превосходила знаменитого француза. Ну а финал — это безусловное музыкальное торжество без пафоса, но исполненное легко, игриво и опять-таки очень талантливо! Мацуев — пианист, которому по плечу разный музыкальный материал, но в русской музыке он звучит особенно экспрессивно. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что темпы могли бы быть чуть посдержанней, да и игра — чуть поаккуратней, но, думаю, это можно списать на праздничный эмоциональный подъем и простить Денису — человеку бурного темперамента — эту его особенность.
Публика устроила ему продолжительные овации, вынудив сыграть что-нибудь на бис. И он это сделал…Прозвучала «Осенняя песня» из цикла « Времена года» П.И. Чайковского. Денис просто превзошел себя – обычно тонкая, сентиментальная лирика — не его конек. Но Чайковского он сыграл настолько искренне и камерно, что казалось, он играет для каждого из нас лично, одновременно молясь и благодаря гениального композитора за такую музыку.
Во втором отделении звучали «Картинки с выставки» Мусоргского. Гергиев вообще любит этот цикл и часто исполняет фрагменты из него на Поклонной горе. Да это и не случайно — это ведь одно из самых русских, во всех смыслах этого слова, произведений в музыкальной сокровищнице нашей страны. Есть в нем какая-то магия, особенно привлекающая иностранцев. Не случайно, наверное, француз Равель сделал оркестровое переложение «Картинок», а известный рок-музыкант Кейт Эммерсон открыл Мусоргского для тогдашней, да что там греха таить, и для современной молодежи, сделав переложение для рок-состава.
В этом году регламент фестиваля, в связи с поздней Пасхой, несколько изменился. Закончится он не 9-го мая, как обычно, а 16-го. Спасибо, маэстро Гергиев. В добрый путь 12-й Пасхальный фестиваль!
СТЕЛЛА АРГАТУ
Фото Александр Шапунов