Каждый раз мое сердце наливается особой гордостью при созерцании прекрасных полотен гениального художника, сибиряка Василия Ивановича Сурикова. Прежде всего, поражает грандиозный масштаб его незабываемого творчества и титаническая работоспособность. Даже если Суриков создал бы только одно полотно «Утро стрелецкой казни», он уже вошел бы в историю искусства России, как выдающийся мастер исторического жанра. Огромная сила воли сила характера видны в его автопортрете: густые темные волосы разделяются над высоким открытым лбом на две пряди, чуть скуластое лицо, с черными усами и бородкой — привлекают своей живостью и особым выражением.
Удивительная вера в себя, в свои безграничные возможности и мечту, направили Василия Ивановича в Москву. В Академию художеств его зачислили только вольнослушателем. Через год молодого,талантливого живописца приняли в класс профессора П.П.Чистякова, где Василий Иванович постигал все тайны художественного мастерства. В Москве жилось очень трудно. Постоянно мыкаясь с одной съемной квартиры на другую, он уже подумывал вернуться в родной Красноярск.
Судьбоносная встреча Сурикова с Елизаветой Августовной Шаре спутала все его планы. В семействе Шаре Василия встретили холодно, более того, враждебно. В дворянское сообщество не хотели принимать сибирского казака, хоть и знали, что Василий — подающий надежды очень талантливый художник. Отца Елизаветы восхищало в Василии то, что он ни разу не заговорил с ним о приданом. Это обстоятельство окончательно смягчило суровое немецкое сердце. И он дал свое согласие на брак Василия Ивановича и Елизаветы. В январе 1878 года влюбленные поженились. Это были для Сурикова самые счастливые дни жизни. Но счастье было недолгим…
После женитьбы Василий Иванович повез свою горячо любимую супругу к своей маме в город Красноярск. Суровый сибирский климат подорвал и без того слабое здоровье Елизаветы. Мать Сурикова не приняла рафинированную, как казалось ей, изнеженную барышню Елизавету. Постоянные ссоры и недопонимание двух женщин вынудили Сурикова уехать обратно в Москву. После приезда Елизавета Августовна тяжело заболела и покинула этот мир.
Тяжело переживал Суриков безвременный уход супруги, творчество для него потеряло всякий смысл. Друзья Сурикова не на шутку обеспокоились о здоровье художника. Они, в скором времени, увезли Василия Ивановича в Красноярск. Только на родной почве живописец стал немного приходить в себя, стали появляться новые задумки и сюжеты будущих полотен. Только неуемная жажда творчества спасла В.И.Сурикова от гибели в то тяжелое для него в психологическом и душевном плане время.
Музыка, которую я посвятила этому замечательному художнику, раскрывает мои впечатления от его великолепных исторических полотен, и мои переживания о его тяжелой, глубоко трагической судьбе, полной в тоже время упоительного вдохновения, радости, безудержного творчества и света.
Член-корреспондент МО ПАНИ (Московское отделение) Н.Н.Конуркина.