Природа творчества

Что есть творчество? Человек существо богоподобное, в силу этого, обладающее свободой и творческим потенциалом.

Свобода – способность начать что-либо вне причинно-следственной связи, просто так, по желанию.

Творческий потенциал – тот локомотив, который вывезет начатое без причинно-следственной связи.

А еще у человека есть талант. У каждого свой. Талант – способность реализовать начатое с той самой божественной искрой — богоподобно.

Любой настоящий творческий акт – это синергия. Совместное действие Бога и человека. «Без меня не можете творити ничесоже».

Для любой творческой личности написанное выше – аксиомно. Понятно и не требует доказательств. Каждый творец знает и чувствует эту божественную связь, удивляется полученным, даже восхищается им. Будь то поэзия, живопись или музыка. Сотворенное видится совершенным и самоценным. Оно самодостаточно само в себе и человек, которому удалось почувствовать и реализовать божественное откровение очень дорожит этим. В ряд случаев даже не спешит делится произведением искусства с кем бы то ни было. Но, это в идеале. На такое (особенно из раза в раз) способны лишь гении.  В большинстве случаев у творческой личности не получается реализовать полноту синергии, сохранить ее в чистоте. Тогда к предмету творчества примешивается ремесло. Т.е умею, могу, но как-то без огонька, без той божественной искры. Такое произведение искусства может быть талантливо, но уже не гениально.

Лирическое отступление. Зачастую творческий акт сравнивают с беременностью и родами. Согласитесь, все мы слышали и говорим: «родились строки», «родилась песня», «родилось произведение». Отчасти это обосновано. Не раз звучала та мысль, что творческий человек не может не творить. Это его насущная потребность, его дыхание, его жизнь. Он вынашивает сначала идею, потом трудится над реализацией, не знает ни отдыха, ни покоя, и вот «рождает», являет миру сотворенное.  И если, это по-настоящему талантливо, то «младенец» прекрасен, а вот если в творчество вползла алчность, зависть, бездарность, тщеславие, то в мир вываливается мутант, уродец.

Выход в свет

И вот произведение искусства вынесено на всеобщее обозрение. Заметим, самому автору, если ему удалось хоть в какой-то мере реализовать синергию, не нужна вешняя оценка. Он абсолютно, метафизически уверен в ценности своего творения. Но, что же с внешними? Или как сказал классик: «А судьи кто»?

Вопрос очень непрост, и многогранен. Любое творчество очень личностно и субъективно. Что дорого для одного, ничего не значит для другого. Опять же по каким критериям оценивать. Ну да, можно выделить и сгруппировать совокупность признаков, проставить баллы, подсчитать сумму и т.п. Не убедительно, не полно, да и годится только в отношении группы профессионалов. Т.е. я профессионал, ты профессионал, он профессионал и мы сейчас вдвоем оценим по предварительно определенным критериям третьего профессионала. И что?.. Если третий сотворил то, чем он восхищен, чем дорожит, что ценит и хранит. От внешней оценки ему ни тепло, ни холодно! Если вынести на внешний суд обывателя, то это вообще абсурд. Вы им Баха, а они про Ласковый май. При условии, что вы Бах…

Следующий вопрос. Что хочет творческая личность вынося произведения искусства на всеобщее обозрение? В идеале все понятно. Поскольку произведение искусства обладает определенной ценностью, красотой, гармонией (теми самыми божественными признаками), то создатель произведения хотел бы поделиться своей сокровенной радостью со всем миром. Поймет ли его мир, примет, вообще не имеет значения. Вот вам сокровище, а дальше сами решайте. Но зачастую автор хочет большего. А если быть точнее, то как раз меньшего. Он хочет более приземленных вещей – успеха, признания, монетизации и т.п. Но этими вещами должен заниматься совершенно другой человек. Здесь произведение искусства становится предметом торговли (в самом широком смысле) и торговать должен не автор, а его доверенное лицо – торговый представитель. Мы уже писали об этом в другой статье: Залог успешной реализации музыкальных проектов.

Искусство не спорт

В силу этого Международный Союз Композиторов XXI ВЕК категорически не желает принимать участие ни в каких конкурсах, голосованиях, жюри и т.п. Вернее, за редким исключением. В той области, где требуется экспертная оценка (например, в составе независимого жюри). Но участвовать в современной конкурсной системе – ставьте лайки, и мы выиграем, нам омерзительно! Получается, что наибольшее количество голосов (тех самых лайков) получают не самые талантливые, а самые предприимчивые. Те, кому удалось соорганизовать своих друзей, родственников, знакомых, подписчиков и т.п. Чего стоит одна только история с теле-шоу «Голос» и дочерью Алсу… И сразу хочется спросить этих горе-предпринимателей. Вы кого отодвигаете, продвигая себя подобным образом? Если мы выяснили выше, что любой талант от Бога, а творчество – синергия творца и Творца…

В заключение хочется пожалеть тех самодовольных ремесленников, которые упиваются своими поделками не являющимися произведениями искусства. Да, и внешне и внутренне это может быть похоже на то, о чем мы писали в начале статьи. Ремесленник может так же восхищаться своей поделкой, не желать слушать продуктивной критики, не принимать альтернативных мнений и советов. Вот только ценность его поделки определяется им самим и талантом торгового посредника. Да, талантливый торговец может искусно замаскировать поделку под произведение искусства. Вот только Бога во всем этом не будет. Не будет радости творчества, не будет удовлетворения. Кстати, именно подобная тревожная неудовлетворенность зачастую порождает неуемную энергию продвижения поделки в более высокие сферы – доказать (читай – обмануть) себе и миру, что это «настоящее искусство».

А хочется быть идеалистом и верить, что как трава пробьется к солнцу сквозь камни и асфальт, так и настоящее произведение искусства не останется незамеченным. Ведь в его основе не только энергия автора, но и совместное творчество (синергия) с самим Богом. А у Бога все вовремя, но лишь для тех, кто умеет ждать

Поэтому друзья, будьте честны с самими собой, делайте то, чего не можете не делать, реализуйте свои таланты, создавайте, творите, дерзайте. Вот только честно ответьте себе на вопрос, а зачем вам это? Если «на пожрать», то может лучше заняться бизнесом?

Творец и заработок

И вот мы подошли к животрепещущей теме. А жить на что? Кушать то хочется! Здесь нет противоречий. Разумеется, любой человек питается от плодов своего труда. Более того, было бы странным, если бы профессиональный художник или композиторов, или музыкант профессионально писали бы картины, сочиняли музыку, исполняли ее, а потом шли в офис или в магазин работать менеджером или на кассе. Тогда то, в чем они профессионалы называлось бы хобби. Кстати, таких немало. Между тем именно то, чем человек владеет профессионально, что у него получается лучше всего и должно быть его источником дохода. А как же творец и ремесленник спросите вы. Ведь только что выше звучали высокие слова о чистом творчестве! И снова здесь нет противоречий.

Во-первых, все дело в акцентах. Да, мы знаем немало примеров, когда гении творили на заказ и у них неплохо получалось. Очень неплохо, талантливо, гениально даже (ведь они гении).  Но, одно дело Творить (с большой буквы), да еще получать за это деньги и совершенно другая история делать что-либо исключительно ради заработка.

Ну, а во-вторых, каждый профессионал в своей профессии проходит различные этапы развития. Он ученик, подмастерье, один из мастеров и вот он Мастер! И если кто-то застрял в подмастерьях, то к кому впопрос?..