Оказываем услуги по Первичному Интернет-продюсированию

  • Концепция проекта
  • Анализ и подбор контента
  • Определение бюджета и возможностей
  • Бизнес-план проекта
  • Креатив и реклама
  • Студия звукозаписи (Звуковое Агентство Марафон)
  • Услуги по Имиджу и Стилю (Московский Центр Стилистов)
  • Советы международных профессионалов

При поддержке руководителя департамента КММ Виталия Николаевича Ширшова, (ГБУ г. Москвы, МУ ДМ, комитет общественных связей г. Москвы, главный режиссер ТЦ культурологических инноваций “Парад-Премьер”)


Перед тем, как что-то начать иногда неплохо сразу определить конечную цель проекта. Т.е. что мы делаем, зачем мы делаем, как мы делаем и что хотим получить в финале.  Например, хотим пожарить картошку. Зачем? Не для того ведь, что бы у нас была жареная картошка и не ради самого процесса. Конечна цель этого проекта – ее съесть. Нередко, когда беседуешь с музыкантами и просишь сформулировать, зачем они записывают свою музыку можно услышать, что-то о самореализации, о том, что это клево само по себе, кто-то расскажет что мечтает об известности и деньгах и т.п. Ок. Но есть одна универсальная формулировка и одна цель, которую преследуют все без исключения люди занимающиеся творчеством. Будь то музыка или живопись или еще что-нибудь. Творчество принципиально отличается от ремесла и от других прикладных процессов (например, таких, как приготовление картошки) тем, что оно всегда направлено вовне. Что бы не делал творческий человек ему всегда (исключений нет) нужна аудитория. Он делиться продуктом своего творчества иначе творчество теряет смысл. Именно в этом его суть. Поэтому начиная разговор о реализации музыкального проекта или любого другого творческого процесса, мы должны еще раз проговорить и уяснить главную конечную цель.

Любой творческий проект направлен на аудиторию

Поэтому мало что-то создать. Надо это что-то донести до аудитории. Поэтому в музыкальном проекте конечная цель не написание песни или музыки, не исполнение ее сольно или группой, не запись диска и не тупое выкладывание треков куда-либо. Конечная цель музыкального проекта – целевая аудитория, которая будет потреблять продукт вашего творчества. И пусть никого не коробит кажущаяся сухость формулировок.

Собственно на этом этапе подавляющее большинство творческих проектов и умирает. Удивляться не приходиться. Композитора или исполнителя, музыканта учили его профессии, вокалиста учили петь, барабанщика стучать на барабанах. И вот все они собрались, написали какое то количество композиций, песен, порепетировали, сыграли и… А дальше ничего не происходит. Потому что в команде отсутствует еще один участник проекта. Тот, которого учили быть посредником между творцом и потребителями творчества. Тот, кто должен рассказать миру о том, что вы есть. Здесь существует определенный антагонизм. Если до сих пор мы говорили о творчестве, то реализовывать трансляцию контента в массы – это в большей степени ремесло и только в высших проявлениях – творчество. Именно тогда и начинают говорить, про то, что этот продюсер талантлив, что у него чутье на хиты и т.п.

Еще в конце 20 века запись музыки была очень дорогим удовольствием. И звукозаписывающие компании практически владели музыкантами как рабами. Достаточно жесткие контракты не позволяли не то что бы осуществлять самостоятельную творческую деятельность, но даже регламентировали что писать, как писать, как и где исполнять. И именно это кабала и не устраивала творческих людей, для которых свобода творчества – именно те крылья, ради которых процесс творчества и осуществляется. Т.е. оговаривая тезис, заявленный выше моно добавить, что даже если конечная цель – долететь до аэропорта, то и в самом полете присутствует определенный кайф.

На текущий момент мы можем наблюдать несколько принципиальных моментов, облегчающих жизнь музыканту.

Во-первых, доступность технологий, позволяющих записать музыкальное произведение. Это можно сделать даже в домашних условиях. Если и не весь проект, то основную его часть.

Во-вторых, само качество финального продукта может быть уже не таким высоким, как в былые времена. Абсолютное и подавляющее большинство слушателей (тех самых потребителей контента) устраивает формат mp3. Не будем даже разбирать хорошо это или плохо. Заметим только, что это упрощает жизнь создателю контента.

Есть идея. Есть возможность реализации. Записать композицию для прослушивания в машине или в наушниках телефона несколько проще, чем записать тот же трек для аппаратуры Hi-End. Кстати, не стоит думать, что слушатели такие уж непритязательные дебилы. Приведем пример. Когда вы смотрите кино, вы видите картинку и слышите звук. Режиссер за вас уже решил, как выглядят персонажи, какой у них тембр голоса, какая у них мимика. Но с появлением кино не исчезли книги. А когда мы читаем книгу, то самостоятельно представляем себе и как выглядят главные герои и как они говорят и какая у них пластика движений и т.п. Ту же аналогию можно провести и с файлами формата mp3. Слушатель выступает здесь так же в качестве сотворца. Слушая запись, которая не передает всю нюансировку аранжировки и красоту звучания музыкальных инструментов, он самостоятельно домысливает и доразвивает то, что не слышно в наушниках по сравнению с колонками высококачественной аппаратуры. Эти эксперименты проводились не раз. Вы так же можете самостоятельно провести собственное исследование. Суть заключается в следующем: отбираем несколько человек. Ставим качественную запись любимой композиции и профессионал от музыки обращает внимание на определенные моменты. Это второстепенные музыкальные темы, особенности аранжировки,  применение необычных музыкальных инструментов, вокальные подголоски и т.п. В результате выясняется, что слушатели иногда не слышали более 30 процентов творческого потенциала тех треков, которые, тем не менее, были ими любимы. Однако если раскручивать эту тему дальше, то выясняется, что иногда достаточно было самой идеи. Слушателя захватила музыкальная тема и то, как она была подана – тембр, характер, страсть исполнителя. Все остальное мозг слушателя достроил сам. И еще вопрос — чья версия, авторская или додуманная, достроенная самим слушателем, окажется лучше ;)

Итак. Подведем предварительные итоги. Допустим, что первая часть проекта выполнена. Существует музыкальный проект в виде нескольких треков и чувство, что с ними надо что-то делать.

Есть два параллельных пути. Первый заключается в концертной деятельности, второй в распространении уже записанного контента.

Путь первый. Концерты, выступления, клубы

Сразу скажем путь не из легких. Во-первых сама работа по продвижению проекта в клубы предполагает работу ножками. Практика показала, что по сравнению с личным общением, разговоры по телефону малоэффективны. Т.е. вы можете, конечно, звонить в клубы, разговаривать с ответственными лицами, высылать ссылки на демо, но «не в коня корм». Личные встречи гораздо эффективнее. Однако требуют энергозатрат. Это, и как писалось выше, элементарный труд по «приехать-уехать-дождаться-встретиться». Есть и другой аспект. Иногда приходя в клуб вы видите, что сидящий перед вами, так называемый «арт-директор», мягко говоря, сидит не в своем кресле. В такой рубашке, с такими словарным запасом и с таким знанием муз-индустрии вообще непонятно как он не то, что бы устроился на работу, а вообще прошел фейс-контроль. Понятно, что через пару месяцев его здесь не будет, но еще вопрос кто придет на смену, да и (коль уж приехали) договариваться надо уже сейчас. Надо быть очень терпеливым человеком, очень коммуникабельным, дипломатом и артистом  одновременно, что бы удержаться от иронии, суметь расположить, да еще о чем то договориться. Хотя все договоренности не имеют никакой цены. Все может поменяться во мгновенье и ни о какой взаимоответственности речи и быть не может.  Еще одним минусом является немного нецелевая аудитория. В клубы ходят явно не послушать музыку (исключение составляют джазовые клубы и т.п.). Т.е. пипл вроде есть, вроде хлопает. Но завтра в этом клубе будет другая команда, потом другая, потом выгонят арт-директора, потом может вообще закроют площадку. Собраться, приехать, выступить, уехать – тоже не так легко. Это тоже можно отнести к растрачиванию определенного энергетического ресурса. А что взамен? Несколько флаерсов и копейки поделенные на участников группы? А, заметим, задача поставленная в начале была сформулирована как наработка целевой аудитории. Словосочетание «целевая аудитория» здесь ключевое.

Можно описывать еще десятки путей и способов, но одни сразу не потянуть, для других не хватит связей, для третьих денег. Остановимся на самом реальном. Прирост целевой аудитории и раскрутка проекта в среде интернет. Сразу скажем путь не быстрый, не особо легкий, но один из самых реальных и эффективных. Для стартапа проекта то, что надо. Пройдемся тезисно по основным пунктам.

Размещение музыкального контента

Социальные сети это здорово. Конечно же должны быть представительства и в «В контакте», и в «Одноклассники» и в «Facebook» и в «YouTube» и в «Мой мир» и в «ЖЖ» и везде где только можно, но это всего лишь представительства. Обязательно должна существовать официальная страничка проекта с собственным доменным именем и на собственном хостинге. Стоит это недорого и сделать это надо.

Что касается контента. Как хотите, но просто аудио-треков недостаточно. Понятно, что снять клип стоит дорого, но видео-контент должен быть. Любой. Хотя бы короткие интервью, рассказы о проекте, анонсы новых треков. Помнится в редакции одного московского радио я представлял интересы одного исполнителя. Радио готово было поставить его в ротацию (постоянное и регулярное звучание треков в суточной сетке вещания), но с условием того, что клип будет крутиться по ТВ. Хоть на региональном, но на ТВ. Ответственное лицо, с котом я вел переговоры, честно признался, что хоть не выключай сутками, но если нету на телевидении, то раскрутить не удастся. Сразу оговорюсь, что это было давно и интернет еще не представлял тех возможностей и ресурсов, которые есть сейчас, но тенденции остались те же: видео-информация должна присутствовать. Очень значительная часть целевой аудитории может не воспринимать аудио-треки без поддержки визуализации. Причем, как и писалось выше, это не обязательно должен быть клип (хоть и желательно). Иногда хватает и анонса, где можно рассказать (не длинно и не нудно) о новом треке привести фрагмент и дать ссылку на скачивание.

Ключевые слова

Что в соц-сетях, что в поисковиках, что на видео хостингах более 90 процентов людей ищут информацию вбивая ключевые слова. Обычно это или название группы\исполнителя или название трека. Именно здесь кроется секрет вашего успеха. Понятно. Что пока вы никому неизвестны, искать вас не будут. А вот «ВИА Гра» или «Нюша» нет-нет да и наберут.  Предположим, что музыкальный проект, который вы начинаете раскручивать написан в том же стиле, в котором работает Леди Гага. Просто предположим. А одна из песен отдаленно коррелирует с синглом Applause. Здесь важно не ошибиться. Разместив на YouTube, например, свою композицию не стоит вбивать в список ключевых слов тупо «леди Гага» и тупо «Applause». И то и другое ищут десятки, если не сотни тысяч людей. Это называется высокочастотный запрос и шансов, что поисковик при запросе выведет вас на первых страницах, практически нет. Что же делать? Можно зайти в Yandex и посмотреть в статистике поисковых запросов, что еще ищут с запросами «леди Гага» и «Applause». Можно увидеть (условно), что если «леди гага» в месяц набирают более 200 тысяч раз, словосочетание «леди гага песни» уже 40 тысяч раз, то словосочетание «песни леди гага скачать» уже 7000 раз и так далее. Нас интересуют запросы от 2000 до 7000. Итак, в список ключевых слов, а их не должно быть много, стоит включить собственное название проекта, а далее 3-4 словосочетания связанное с леди гагой. Поскольку, как вы считаете (условно), ваш проект записан в том же стиле, то вероятность того, что люди слушающие «леди гага» будут благосклонны и к вам многократно повышается.  Сервисы по продаже музыкального контента, например в Apple, даже предлагают подборку в категории «Похожие». Другими словами, если вы работаете в стиле, схожем со стилем уже раскрученного проекта, то те люди, которые слушают раскрученный проект – ваша первоначальная целевая аудитория. Было замечено, что многим довольно быстро надоедают одни и те же композиции, но не один и тот же стиль. Наоборот, определившись со своими вкусами и пристрастиями, меломаны начинают искать новых исполнителей именно в рамках полюбившегося стиля.

Кстати говоря, если есть немножко свободных средств, хоть 1000 рублей — можно усилить целевую выборку еще и оплаченной рекламой. Так, тот же Yandex или Google   предлагает гарантированную выдачу по выбранным вами целевым запросам на первой странице поисковика. Здесь так же главное не ошибиться. 1000 рублей может улететь за час, а клиенты, перешедшие по ссылке будут лишь разочарованы. И наоборот, если вы все правильно рассчитали, то в первый раз зайдя по рекламе, люди будут возвращаться на ваш ресурс уже самостоятельно. Так в случае корреляции с пресловутой Леди Гагой можно на своем ресурсе разместить ссылки на ее официальный сайт, на релизы новых альбомов, на новостной контент. Можно связаться с официальным фен-клубом «леди гага» и замутить с ними что-нибудь общее. Можно время от времени размещать новости связанные с леди гагой и т.п.

Новости вообще отдельная тема. Ваш сайт не должен выглядеть мертвым. На нем постоянно должно что-то обновляться. Это интересно и посетителям и поисковым роботам. Если ваш сайт живет, он находится на более высоких строчках выдачи, чем «мертвый» сайт, на котором редко что происходит. И еще: ваш контент должен быть уникальным. Если вы просто что-то скопируете и разместите на своем ресурсе, вряд ли это вам поможет. Скорее навредит.

Авторские права

Очень многих, почему-то волнуют авторские права. Ребята, кому вы нужны? Конечно, здорово (для повышения самооценки) считать, что все, что вы производите гениально, но пока вы не в струе взрослого шоу-бизнеса беспокоится не стоит. А если даже что-то и украдут, то это скорее плюс, чем минус. Во-первых — значит вы и вправду что-то значите, а во-вторых — это хороший информационный повод. Поймите, на определенном уровне развития проекта, авторские права можно оформить без особого труда. Но, литовать все подряд – непродуктивно.

Начинать с нуля очень тяжело. Проходит месяц, второй и кажется, что ничего не происходит. Потом на сайте счетчик показывает первого посетителя, потом их становиться больше. Вот и первое скачивание. Вот и первый вопрос. Будут и взлеты и спады, но при планомерном поступательном движении рано или поздно вы наберете себе аудиторию, которой дороги именно вы. Которые любят именно ваши песни, и которые придут на концерт именно к вам. И кстати, прийти в клуб с предложением «просто выступить» и прийти в клуб с предложением «выступить, потому что 100 человек (да хотя бы 30) хотят посетить именно ваш концерт» – разные вещи.

Конечно, в одной статье невозможно описать всего. Да всего рассказывать и не хочется. Но показать один из путей стартапа проекта вполне под силу. Равно как и уберечь от основных ошибок. Заметим, что существует обратная связь. Можно задать вопрос или выступить с предложением.