Вопрос творческих и смежных прав в нашей стране — это вопрос вопросов! Общая юридическая культура всех заинтересованных участников (за редким исключением) оставляет желать лучшего, судебная практика весьма не проработана, а основная часть айсберга «права на объект творчества» находится глубоко под мутной водой.

Нам бы хотелось предварительно осветить очередную историю, а заодно и озвучить несколько несложных мыслей.

Подробно вся история от первого лица изложена здесь (и с этим стоит ознакомиться): https://www.facebook.com/dasha.shorr/posts/3520117268031675

Если кратко, то суть ситуации сводится к следующему. Автор и исполнитель своих композиций записала на студии звукозаписи некоторые треки. Заметим к своим композициям.

Далее она обратилась в другую студию звукозаписи для альтернативного сведения и мастеринга проекта. Если рассказывать эту историю дилетанту, то проще всего сказать так. Было весьма неплохо, но хотелось очень хорошо. Руководитель студии звукозаписи, он же директор, он же продюсер, он же, видимо и завхоз работу сделал, за что получил заранее оговоренное материальное вознаграждение.

Прошло время. И вот наша героиня с удивлением узнает, что самым главным творцом и, разумеется, владельцем всех прав на творчество, фонограмму (хорошо не на жизнь) является продюсер-директор-завхоз, а она может поучаствовать в этом и последующих своих проектах т.н. «смежником» или выкупить все права за весьма внушительную сумму.

Казалось бы, бред сивой кобылы, но это так!..

Пора раскрыть имена наших героев.

Автор: Дарья Шорр

Ее оппонент, претендующий на всю полноту творчества Дарьи: Андрей Аспидов (Art Music Center)

Ситуация далека от развязки, и мы будем внимательно следить за ее развитием, но уже сейчас хочется озвучить несколько простых и понятных любому нормальному индивидууму мыслей.

Человек, который пишет стихи, называется ПОЭТ

Человек, который пишет музыку, называется КОМПОЗИТОР

Человек, который поет песню на музыку и стихи, называется ИСПОЛНИТЕЛЬ, ПЕВЕЦ

Люди, которые играют на музыкальных инструментах, называются МУЗЫКАНТЫ

Человек, который записывает исполняемую песню, называется ЗВУКОРЕЖИССЕР или ЗВУКООПЕРАТОР

И вот вопрос: насколько (в процентах) звукорежиссер является соавтором проекта (равно как, например, бас-гитарист) и насколько звукорежиссура является творчеством по отношению к ремеслу?

Давайте, здесь и сейчас, не будем вдаваться в юридическую казуистику, а просто ответим на эти вопросы сообразуясь со здравым смыслом. Согласитесь, что основными авторами песни являются поэт и композитор. Даже аранжировщик (который может буквально «вытащить» песню) уже отстоит от авторства немного дальше. Даже саунд-продюсер, который может вдохнуть в песню совершенно другую энергетику отстоит от авторства немного дальше. Список можно продолжить, но суть ясна.

Возвращаемся к конфликту Дарьи и Андрея. Если мы все поняли правильно, то Андрей утверждает, что автор музыки и текста, исполнитель песни (это пока все Дарья в одном лице), предыдущий звукорежиссер, да и все остальные просто постоять зашли, а вот абсолютный владелец ВСЕХ ПРАВ на тот аспект творчества Дарьи Шорр, который прошел через студию звукозаписи Art Music Center принадлежит Андрею Аспидову. По словам  самого Аспидова, он считает себя владелецем исключительных прав на фонограмму. И за свои права он будет бороться…

Это что, зависть, алчность, глупость, муки голода, веяние времени? Что должно происходить с человеком, который таким вот образом «разевает роток, на чужой стожок». Или «творчество» сведения-мастеринга материала оценивается Андреем столь высоко? Выше, чем сама суть произведения (музыка, стихи, исполнение). Тогда можно поделить права еще и с производителями музыкальных инструментов. Ведь именно на них были сыграны практически все хиты человечества. Производители музыкального оборудования тоже поучаствовали. Ведь именно с помощью этого оборудования были записаны и сведены все хиты человечества. А производитель кофе, который взбодрил звукорежиссера на волшебные взмахи руками, кручение ручек, создание саунда, да нет САУНДАА! А строители, которые построили студию, а военные, которые обеспечили мирное небо над головой…

Что-то нам подсказывает, что вся эта история сводится к одной простой и именно отечественной фразе: «без лоха и жизнь плоха». Т.е. не потрудилась девочка защитить свое творчество, так мы его отожмем…

Эмоций в подробном посте, равно как и в комментариях (ссылка приведена в начале повествования) масса, но юристов высказалось немного…

Если мы правильно поняли:

  1. Мелодия и текст к композициям написан явно не в Art Music Center
  2. Аранжировка произведена тоже не там
  3. Запись инструментов и первичное сведение фонограммы произведено не в Art Music Center

Вопросы в зал:

  1. Что именно сделано в Art Music Center?
  2. На основании чего произведена оплата сделанного в Art Music Center и каким образом? Подсказка не договора ли?.. И если нет, то на каком основании брались деньги?
  3. Оформлено ли это бухгалтерскими проводками и сделаны ли соответствующие отчисления в налоговую?
  4. На основании каких документов Art Music Center присваивает себе какие-либо права на чужие фонограммы?  На основании одностороннего договора (от лица Art Music Center), где не стоит подписи другой стороны?.. Напоминаем первичная запись была произведена другими людьми и на другой студии? Аспидов лишь выполнил сведение записанного не им аудио материала.

Предварительно можно сказать, что директор Art Music Center ведет себя не просто непорядочно, но вообще — на что он надеется?.. Ему здесь РЕАЛЬНО ловить нечего… Или он попытался (за спиной Дарьи) оформить права на продукт ее творчества не поставив ее в известность. Тогда он просто вор!

Интересно во сколько компания Art Music Center оценивает свою репутацию? Или, если не дорожит эфемерными понятиями, то талант своего юриста? Ведь это подсудное дело!..

Дарья Шорр не является членом нашего Союза, но Международный Союз Композиторов XXI ВЕК, в случае обращения в суд, готов предоставить экспертное заключение, мы такое уже делали.