NAMM слушает, анализирует, спорит …
В рамках международной выставки MusicMesse, проходившей в Москве, в Экспоцентре с 16 по 20 мая, «Международный Союз композиторов 21-й век» представил два семинара-лекции.
Первая из них проходила в первый день выставки и называлась «Идеология звука и музыки в кино и на телевидении. Традиции и современные тенденции». Несмотря на неудобный срок (обычно в первый день идет «раскачка» и организаторов, и посетителей) и не очень удобное место (непросто было найти павильон, затерянный в глубине офисных помещений выставки), желающих послушать и поучаствовать в обсуждении набралось около 30-ти человек. К сожалению, звукорежиссер Вячеслав Булгаков, заявленный, как основной докладчик, в силу обстоятельств не смог присутствовать на семинаре и за него «отдувались» композитор Юрий Алябов и исполнительный директор ассоциации звукорежиссеров России, Геннадий Богачев. Докладчики сразу задали неформальный тон ведения семинара в форме «круглого стола», с попыткой активного привлечения слушателей в процесс обсуждения. Это удалось лишь отчасти, во многом из-за не очень высокой профессиональной подготовки посетителей, большая часть из которых, по-видимому пришла просто из любопытства. Наибольший интерес вызвала демонстрация Ю. Алябовым ряда фрагментов рекламного и игрового видео, под которые были подложены разные музыкальные фрагменты. Аудитория, которой было предложено обосновать свой выбор, проявила недюжинную активность, демонстрируя при этом не очень хорошее понимание продюсерских задач – но тем интереснее была такая непосредственная реакция тех, для кого, в конечном счете, эти материалы предназначены.
Совсем другая картина наблюдалась на следующий день – аудитория не смогла вместить всех желающих пообщаться на тему «Профессия звукорежиссер – современные тенденции» . В качестве докладчиков выступали Игорь Иваненков – директор «Звукового агентства Марафон», Вячеслав Булгаков, звукорежиссер «Останкино», Юрий Алябов, композитор. На этот раз собрались, в основном профессионалы, и вопросы были соответствующие (обсуждение опять проходило в формате «круглого стола» ). Дискутировали достаточно свободно и активно — ввиду временных ограничений обсуждение многих вопросов пришлось перенести в кулуары. В основном интересовались состоянием звукорежиссуры в России, насколько уровень наших специалистов и их обучение сопоставимо с мировым уровнем (техника сегодня – всего лишь вопрос финансирования – а вот умение ею пользоваться – отдельный вопрос).
В целом, проведенные мероприятия оставили чувство, что подобные семинары и встречи действительно нужны и интересны как профессионалам с опытом, так и начинающим специалистам. Возможно, имеет смысл проводить нечто подобное и вне рамок выставки с большим временным лимитом. И уж конечно, на следующий год NAMM снова станет хозяйкой новых животрепещущих тем современной звуковой индустрии.