Детство
Всё имеет свое начало. Самые яркие впечатления – из раннего детства. Енисейский детский сад. Красивая девушка в строгом платье ведет музыкальный урок. Я никогда не забуду ту первую, осознанную радость от встречи с «живой» музыкой, восхищение тем, как свободно проворные пальчики пианистки «бегали» по клавиатуре. Тогда я твердо решила: стану музыкантом, во чтобы то ни стало научусь играть на этом большом, с блестящей крышкой инструменте с белыми и черными клавишами.
А вот мне уже пять лет. И я случайно вижу по телевизору, как высокий, подтянутый молодой человек в белой рубашке и черном фраке садится за инструмент с огромным, как у птицы, крылом. Зал затих, и зазвучала прекрасная музыка… Это впечатление навсегда врезалось в память и еще больше укрепило страстное желание научиться играть на волшебном инструменте. Какое счастье, что мои любимые родители очень чутко прислушивались к моим желаниям и интересам и отдали меня в пятилетнем возрасте в музыкальную школу! Какая удача, что я успешно прошла все вступительные экзамены! Наконец-то моя мечта сбылась: я – учащаяся енисейской музыкальной школы по классу фортепиано! Начались школьные трудовые будни, с новыми впечатлениями, тревогами, радостями и заботами.
Годы учебы
Проводниками в священный и удивительный мир музыки являются наши замечательные учителя. Истинны слова Н.А. Некрасова: -«Учитель! Перед именем твоим дозволь смиренно преклонить колени». «Учитель», «наставник», «мудрый друг и советчик» — эти слова дороги моему сердцу и навсегда в нем останутся вместе с именами тех, кто ввел меня в волшебный мир музыки и научил жить в нем.
Всем, что я приобрела за годы учебы в музыкальных школах Енисейска и Лесосибирска, в музыкальном училище искусств и в институте искусств Красноярска, я обязана дорогим моему сердцу учителям. Их бесценные советы помогали в преодолении трудностей, которые встречаются на пути каждого ищущего и идущего своим путем музыканта.
Радость труда и творчества
После окончания Красноярского института искусств я вернулась в родную ДШИ №1 Лесосибирска. Мне очень повезло, что я работаю в замечательном коллективе сплоченных, творческих, талантливых и неравнодушных людей. Это большая и дружная семья, где каждый в ответе не только за себя, но и за тех, кто живет, учится и трудится рядом.
Работу с детьми я очень люблю и считаю ее самой творческой и интересной. Я учусь у детей, а они учатся у меня. Свою любовь и трепетное отношение к музыке и исполнительскому искусству я по мере сил и возможностей стараюсь привить своим воспитанникам.
Когда ребенок видит в преподавателе увлеченного, справедливого, неравнодушного творческого человека, у него нет апатии, а вырабатывается творческое отношение к изучаемому предмету. А преподаватель должен сделать более насыщенной ту образовательную среду, в которой растут, развиваются и воспитываются дети.
Педагогическая деятельность современного преподавателя должна включать множество функций. Преподаватель – методист, актер, режиссер, психолог, исследователь и т.д. и т.п. именно эти ценные качества являются основополагающими в учебной работе.
В процессе творчества самого преподавателя и сотворчества его со своими подопечными возникает атмосфера доверия, изменяется в лучшую сторону личность учителя и его воспитанников. Радость общения и самовыражения через музыку, самостоятельность и инициативность – всё это сплачивает, создает более комфортные условия для детей, так как они основаны на сугубо индивидуальном подходе в обучении к каждому ребенку.
Я вообще не представляю, как можно жить без музыки и без искусства, особенно без классики. Классическая музыка, живопись, проза и поэзия – вершины человеческой мысли и духа. Это те ценности, что остаются с нами на века, на все времена. Точно так же вся наша жизнь держится на морально-нравственных ценностях, на которых и зиждется жизнь человеческая. Каждый день соприкасаться с музыкой и искусством в любом их проявлении – это ли не величайшее наслаждение, несравнимое ни с чем? Я иногда думаю, какую же серую и неинтересную жизнь проживают те люди, которые так и не познали, не почувствовали всю красоту музыкального творчества и радость от общения с ним. Музыка отражает и воспевает разнообразие жизни, вносит в нее яркие краски. Искусство необходимо человеку как пища, питье и одежда. Это – те ценности бытия, без которых человек не может полноценно жить и развиваться.
Самообразование и самосовершенствование
Истинный учитель, в моем понимании, должен быть для своих воспитанников примером для подражания. Чтобы требовать с ученика, надо, прежде всего, спрашивать с самого себя. Инициатива преподавателя, его компетентность и увлеченность своим делом никогда не останутся незамеченными учащимися. В педагогической деятельности требование к компетентности наставника является основным. Оно включает в себя систему ценностных ориентаций и результата работы.
Новые тенденции в образовательном процессе требуют от учителя полной самоотдачи. На первый план выходит самообразование и самосовершенствование преподавателя. Без постоянной рефлексии своей профессиональной деятельности невозможно качественное обучение учащихся. Это важное умение наставника является основой его личностного профессионального роста. Успешный преподаватель знает, как настроить на успех своих воспитанников. Уверенный в своих силах учитель будет работать гуманно и демократично, оказывая позитивное воздействие на самооценку учащегося, стимулируя у него стремление к высоким достижениям в учебной работе и в конечном итоге способствуя развитию его личности. Если преподаватель будет настойчиво стремиться к этой цели, то воспитательные, развивающие, обучающие задачи школьного дела будут блестяще реализованы.
Дело государственной важности
Любому обществу нужны одаренные, мыслящие люди. Задача преподавателя состоит в том, чтобы таланты и способности детей в нашей стране реализовались в полной мере. Мощный художественный потенциал России – это ее сила и гордость. Вот почему новая концепция художественного образования в Российской Федерации направлена, прежде всего, на сохранение лучших традиций в системе образования, культуры и искусства.
Работа учителя является наиважнейшим делом в развитии общества и государства. Известен такой исторический факт. Когда в 1866 году шла война между Австрией и Пруссией, генерал Мольтке сообщил королю Вильгельму о своей победе над австрийскими войсками. В то время известный политический деятель Отто фон Бисмарк сказал королю Вильгельму, что это не прусская армия победила австрийскую армию, а прусский учитель-лютеранин победил австрийского учителя. В то время система образования в Германии была устроена таким образом, что прусский учитель учил своих воспитанников тому, чтобы они добивались самых высочайших результатов в любом деле, которое изучали, и мастерски владели и оперировали теми знаниями, которые получили в школе. В Евангелии от Матфея сказано, что иногда надо продать одежды и купить меч. Вот и сейчас надо мобилизовать все человеческие и материальные ресурсы нашего государства для нового прорыва в сфере образовании и культуры.
Модернизация образования
Одной из актуальных задач современных педагогов является модернизация педагогических установок и методики обучения. Это требует новых подходов к обобщению, освещению и освоению педагогических систем, принципов и опыта крупнейших представителей отечественной культуры и искусства. Новые взгляды на роль учителя в становлении личности и творческих устремлений обучающегося влекут за собой использование разнообразных форм работы: методическая, внеклассная, исполнительская, лекторско-просветительская, дискуссионная, конкурсная и т.д. и т.п. Без коммуникативных,организационных,учебно-познавательных,исследовательских навыков и умений преподавателя невозможно качественное обучение детей на современном, инновационном этапе развития образования.
Одно из исследований современных психологов выявило, что дети в школах какие-то безрадостные, перестали чему-то удивляться, у них потухший взгляд. Между тем ученые считают, что умение представлять и воображать является ядром человеческой психики, близким к мотивационно-смысловой сфере, то есть к интеллекту. Если это качество в человеке не развивать, то его психика будет постепенно угасать и в итоге распадется. Начнется процесс обесчеловечевания, исказится образ человеческого, сохранению которого веками способствовали культура и искусство.
Главная цель моей педагогической, композиторской и лекторско-просветительской работы в школе, городе и СМИ Лесосибирска состоит в том, чтобы пробудить у наших горожан и детей, обучающихся в центрах эстетического и дополнительного образования, творческую фантазию. Необходимо стимулировать творческое воображение наших детей, заинтересовать жителей города классической и современной музыкой и хотя бы немного научить в образах и представлениях понимать волшебный мир звуков. Одна из наиважнейших задач современного педагога – воспитание Человека, человека мыслящего, думающего и чувствующего, человека-творца.
Н.Н. Конуркина, преподаватель высшей квалификационной категории «ЛДШИ №1 им. А.Е.Бочкина», концертный исполнитель, композитор, лауреат и дипломант краевых, региональных и международных конкурсов.Член Международного союза композиторов, член-корреспондент (МО ПАНИ г. Москва),член РМС.