Эта заметка родилась как ответ на запросы некоторых членов Союза и не только. Любой творческий человек, в том числе и композитор, сталкивается со стандартными ситуациями, которые зачастую решает типично и,.. увы, неправильно.

Первый серьезный барьер – это материальная реализация проекта. Т.е. хорошо иметь это на бумаге, или в голове, но, поскольку практически любое творчество (по большей части) направлено во вне (творцу нужен отклик), то приходится облекать задумку в ту, или иную материальную форму. Если мы говорим про музыкальное произведение, то оно должно быть исполнено и записано. Этот пункт (конкретные технические аспекты) мы оставим за рамками статьи. Перейдем ко второму – продвижение проекта.

Итак, мы имеем ноты (хотя их, в большинстве случаев, недостаточно) или аудиозапись, или видеоролик. Что дальше? А вот дальше начинаются ошибки. Первая из ошибок – качество реализации. Т.е. проект должен быть показан тем лицам, в которых автор проекта заинтересован. Это может быть тендерная комиссия, фонд, распределяющий гранты, профильная интернет-аудитория и т.п. Просто ноты вряд ли кого заинтересуют. Остается аудио или видео вариант. От того каким он будет, напрямую зависит дальнейшая жизнь проекта. Пользователь искушен и абы что его не устроит. В силу этого помечаем: Для успешной реализации проекта, даже пилотный вариант презентации должен быть выполнен профессионально. Причем, плохая реализация может подмочить не только репутацию презентуемого материала, но и репутацию той личности (арт-директора, продюсера, автора), который его представляет. А это очень тревожно. Ведь сформированное негативное мнение будет распространятся и на все последующие презентации. Даже если они будут совершенно иного качества.

Следующий аспект. Продвижение проекта (песня, музыка, альбом, клип, фильм) – серьезная кропотливая и очень трудная работа. Не надейтесь получить что-то наскоком. Обычно составляется план продвижения, состоящий из десятков пунктов и каждый из них, должен быть выполнен. Кстати, здесь определяется конечная цель проекта. Что именно вы от него хотите. И чем честнее и яснее вы (хотя бы сами себе) ответите на этот вопрос, тем актуальнее и понятнее будет список пунктов в дорожной карте реализации задуманного. Если говорить про продвижение музыки, то, в основном, можно выделить две основные тенденции. Если по-простому, то это слава или деньги. А в идеале и то, и другое. Пусть не пугает вас циничность заявленного. Можно облагородить. Разумеется, каждому композитору или исполнителю хочется получить как можно более широкую аудиторию и каждому хочется монетизировать свой труд. Это нормально. А если вы профессионал, то подразумевается, что вы живете именно результатами своего труда. Дальше печалька… Написать и записать музыку – это одна работа. А вот продать ее (сделать известной, востребованной) – совершенно другая. Здесь надо откровенно взвесить свои возможности. Или вы осваиваете еще одну профессию (очень непростую) или делегируете функции «раскрутки» тем людям, которые умеют это делать. Это залог успеха.

К сожалению, типичные действия дилетантов выглядят так. Когда работа над проектом закончена, автор с облегчением выдыхает, снова и снова наслаждается тем, что создал и ждет дальнейшего развития. Сначала может быть первоначальный всплеск интереса той аудитории, которую автор проекта в состоянии покрыть. Обычно это семья, коллеги, друзья, знакомые. Дни идут, но ничего не происходит. Тогда начинают предприниматься некие хаотичные телодвижения. Обычно это публикация произведения на различных интернет ресурсах, может быть в печатных изданиях, участие в конкурсах, письма и презентации профильным агентствам и лейблам. Все это отнимает и время, и силы, дает призрачную надежду. Далее усталость и разочарование. Поверьте, это настолько типично, что диву даешься. Люди вроде бы разные, а грабли абсолютно одни и те же. По прошествии времени, когда ресурсов на реализацию не остается (кончились силы, идеи, энтузиазм, деньги) проект кладется на полку и пылится там, пока его вообще не отправят на помойку.

Важно (как бы неприятно это не звучало):

  • Продвижение проекта (даже если он уникален, гениален и с этим согласны не только вы) требует необходимого комплекса мероприятий, без которых успех невозможен. Можно провести аналогию с рытьем колодца. Чтобы добраться до воды нужно вырыть шахту глубиной 40 метров (условно). Так вот, можно рыть и углубиться до отметки 35 м, но до воды так и не дойти. Т.е. надо а) знать на какой глубине вода и б) иметь соответствующее оборудование и навык работы с ним.
  • Действия дилетантов, в большинстве своем, лишь дискредитируют проект, что затрудняет его дальнейшее продвижение.
  • Каждый проект имеет свой срок жизни. То, что актуально сейчас, через определенный промежуток времени становится неинтересным или даже нелепым.
  • Наиважнейшая задача автора/исполнителя – найти себе того человека, который будет представлять его интересы там, где это необходимо. Называйте его как угодно. Администратор, директор, продюсер. Без него вам не справиться.

Многие уповают на спонсоров или меценатов, но выход на таких людей имеют именно те профессионалы, о которых мы писали выше, и без которых вам не обойтись.

Можно еще написать пару строк про «удивительные истории успеха» в соц-сетях. Поверьте, большинство историй не соответствуют действительности. Здесь действуют те же законы. Или надо пахать (долго и дорого), интуитивно определяя нужную канву (без гарантии успеха), или ничего не получится.

Цель статьи, ее смысл и вывод: Вектор тех усилий, которые вы хотите потратить на самостоятельное продвижение проекта, следует направить на поиски профессионала, который сделает это правильно и успешно.

P.S. Совет от Ивана Андреевича Крылова

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.


Ссылка на еще одну профильную статью